Буквально вчера вернулся из командировки в гимназию города Зольтау (Германия), где мы вместе с 13 обучающимися МБОУ "Гимназия № 4" города Смоленска находились в рамках международного обмена между образовательными организацями в течение 10 дней. Поездка получилась очень насыщенной, она оставила очень много впечатлений, которыми хочется здесь с вами поделиться и рассказать об отличиях и особенностях образования в Германии.
Начну свой рассказ с описания работы учителя. Первое, что удивило: каждый учитель ведёт несколько предметов. При том сочетания могут быть как вполне логичные: история, немецкий язык и политика, так и самые невероятные, например, история и математика или физкультура и биология. У каждого от 2 до 4 предметов. Сразу после педагогического вуза выпускник получает статус практиканта, в котором он находится 2 года. После этого он сдаёт экзамены, часто весьма формальные, и становится полноценным учителем. Большой очереди в учителя нет. Это связано прежде всего с отсутствием большого уважения к профессии в обществе и практически полным отсутствием карьерного (и в связи с этим зарплатного) роста. Зарплата у учителя тут чуть ниже средней по Германии, хотя для нас кажется астрономической: от 2600 до 3100 евро после вычета налога за ставку. Ставка, кстати, отличается от нашей. В гимназиях она составляет 23,5 часа, в обычных школах 27 часов. Больше, чем на ставку работать нельзя. Максимум +2 часа. Так же, как и у нас учителя имеют достаточно много социальных льгот.
Несколько слов расскажу об учительской. Это не одна комната, а целое крыло в здании, куда не может попасть никто посторонний. Она закрывается на ключ, который есть только у учителей. В этом крыле есть раздевалка, шкафчики для вещей, туалет, кухня, где есть посуда, кофеварка, чайник, микроволновка, посудомоечная машина и другие необходимые принадлежности, копировальная комната, где стоят два огромных ксерокса формата а3, резак формата А1 и компьютер. Ну и, конечно, привычная нам учительская. Здесь она представляет собой опенспейс примерно 150 квадратных метров, где учителя могут общаться, готовиться к урокам, перекусывать (а многие из них приносят еду с собой) и просто отдыхать.
Теперь поговорим про обучение. Учатся здесь 13 лет. Несколько лет назад они перескочили на 12-летку, но не что-то не сложилось, и они возвращаются теперь к старой системе. Самое интересное это то, что дети определяются со своей будущей судьбой ещё в 10 лет после 4 класса (хотя скорее это делают родители). Начальная школа каждому ученику дает рекомендации, в какую школу в дальнейшем идти. Но окончательное решение принимают родители. Именно тогда происходит выбор между обычной школой и гимназией. Так вот в вуз можно пойти только после гимназии. После обычной школы только в средне-специальные учебные организации. Перейти из обычной школы гимназию после 5 класса почти невозможно. Уроки также длятся по 45 минут, но разбиты на пары. Внутри пары каждый преподаватель сам решает, когда сделать перерыв, звонок не даётся. Между парами перерывы по 15-20 минут. В день не больше 4 пар. На каждую пару даётся два звонка: один предупредительный, за 3 минуты, второй окончательный. Изменения в расписании выводятся на телевизоры в холлах и учительской. Списывать здесь считается позорным. Это осуждают не только преподаватели, но и сами ученики. Данный факт приравнивается к краже. Поэтому домашнее задание делают сами, а о списывании на экзамене речь даже не идёт. А что самое удивительное, ученикам не ставят оценки в дневник и журнал. В журнале записана только тема урока и домашнее задание, в дневнике только расписание и домашнее задание. И вообще журнал похож по форме на дневник. Оценки доступны только в электронном журнале. Немецкие учителя, кстати, тоже 2 журнала (бумажный и электронный) заполняют. Формы нет. Совсем нет. Ни у педагогов, ни у учеников. И те, и другие запросто ходят в гимназию в толстовках, джинсах, футболках. В пиджаке я видел только директора. Во время урока на столах запросто может стоять бутылка воды, термос с кофе или лежать недоеденный сендвич. У одной зеленоволосой школьницы видел даже банку энергетика. На уроках можно свободно перемещаться по классу, но выходить за пределы не принято. Более того, открыть дверь в класс можно только изнутри. Так что если ты опоздал, у тебя определенно будут проблемы. Учителя говорят, что это продиктовано прежде всего соображениями безопасности. Чаще всего на уроках стоит постоянный гул: очень много работы даётся на самостоятельное решение, но далеко не всегда учениками обсуждается именно задание учителя. С другой стороны здесь полностью запрещены сотовые на уроках. У каждого ученика сотовый лежит далеко в сумке и не достаётся на протяжении всего урока. Да и на переменах я не видел учеников, уткнувшихся в экран. Нет здесь и гардероба. Всю одежду ребята носят с собой и вешают на спинки стульев. Нет, кстати, и сменки. Как ученики зимой сидят целый день в зимних ботинках, я не представляю. Перемены никто не проводит в аудиториях. Только в коридорах или даже на улице. Вообще атмосфера на уроке очень напомнила мне таковую у нас в вузах, но никак не в школах.